Ксения Чеснокова (api_boliviano) wrote,
Ксения Чеснокова
api_boliviano

Блеснувшая Черногория: продолжение балканской экспедиции Viatti

Черногория появилась на маршруте балканского автопробега случайно. Просто возвращаться из Албании через нее было короче. Я отвела на пересечение этой станы полдня. Думала, просто без остановок пересечь вдоль моря. Разве может меня заинтересовать страна, в которой даже недвижимость давно скупили мои соотечественники? Которую раскрутили так, что цены взлетели до Европейских? Которую заклеили вывесками на русском языке? Транзит – он и есть транзит.





Правда, биг-босс-enia сразу осадила меня, заказав включить в маршрут каньон реки Тара, второй в мире по величине после Ганд-Каньона. Таким образом, нитка маршрута перенеслась с побережья в горы. Затем добавили ночь в Жабляке. И еще решили навернуть кружочек по национальному парку Дурмитор. Все-таки, мы шины Viatti тестируем, а не просто так катаемся.

Но я по-прежнему ничего не ждала от Черногории. И, в какой-то мере, мои ожидания оправдались. Единственный намеченный нами пункт просмотра, каньон реки Тара, не впечатлил меня вообще. Но это было потом.

А сначала мы пересекли границу Албания – Черногория. Разница бросилась в глаза. Примерно те же домики, но уже вылизанные и ухоженные. Вроде как пейзаж не переменился, но переменилось отношение к пейзажу. Сразу после пересечения границы он стал похож на картинку. Дорожные знаки приобрели осмысленность. Окрестные автомобилисты начали более тщательно вписываться в ограничения скорости.

Обожаю пересекать границы именно на машине и наблюдать за сменой мира вокруг! Древние считали реки и другие водные преграды границами миров. Теперь границ больше. И почти за каждой невидимой линией прячется новый мир. Особенно тут, на Балканах.

От Подгорицы мы ушли на север, на Колашин. И началось. Дорога идет по скале вдоль реки Морача.

Фактически, по берегу каньона. Мы то и дело пытались притормозить, выскочить в кусты, влезть на горку и хоть как-то наглядеться на обрывистые берега, темный поток, деревянные подвесные мостики и окрестные горы.



В мое сознание начала закрадываться мысль, что зря я отнеслась к Черногории так невнимательно.

Длина Морачи около 100 км, она впадает в Скадарское озеро, расположенное как раз возле погранперехода Албания-Черногория.

Дорога на север идет сквозь прорубленные в скалах тоннели, над головой нависают скалы, внизу – скалы, везде – скалы. Хорошо.



Мы въехали в страну во второй половине дня. Так что, пока мы тормозили-разгонялись-тормозили-разгонялись, солнце постепенно садилось. Оно было более постоянно в своих желаниях. А мы все колесили по извилистым серпантинам. Да, мы выбрали не прямую дорогу на Жабляк. А живописную.



Скажу честно, я устала. Очень устала. Порой казалось, что дорога не кончится никогда, и я буду крутить руль всю ночь. Серпантины совершенно бесконечны. Навигатор, конечно, подсказывает крутизну поворота, зато никак не помогает в оценке того, встретятся ли на очередном повороте машины.



После Колашина мы съехали на еще более узкий участок, скорее походящий на сельскую дорогу.



Но и в такой местности есть свои преимущества. Вокруг – тишина и спокойствие. И ни сантиметра плоской поверхности. Да, это очень красиво. Горная, изрезанная страна. Я не знаю, как было бы вдоль побережья. Но совершенно уверена, что мы сделали правильный выбор.



А вот и наша первая встреча на просторах Монтенегро. Стадо овец никак не могло оставить нас равнодушными, и участники экспедиции ринулись на фотоохоту. Вопреки ожидаемому, пастух не ринулся разгонять участников экспедиции. Он радостно улыбался, а потом поймал нам вот такого малыша.



Мама беспокойно бродила вокруг, но в процесс превращения детеныша в звезду инстаграма, ютуба и живого журнала не вмешивалась.



Вечер задался. На последнем издыхании и предпоследнем солнечном луче мы подъехали к мосту Джуджевича.
Мост Джурджевича через каньон реки Тара считается одной из самых достопримечательных достопримечательносей региона. Принято восхищаться открывающимися с моста видами. Честно говоря, на меня виды не произвели особого впечатления. Но допускаю, что должны бы были.



Мост Джурджевича – один из самых больших автомобильных арочных мостов в Европе. Его длина - 365 метров, высота - 172 метра. Построен он был в 1940 году и тут же частично взорван, чтобы остановить движение фашистов. Создателя моста, который, собственно, и придумал взорвать одну из арок в партизанских целях, расстреляли тут же. Самое странное в мосте Джурджевича – это его название. Назван он в честь местного фермера. Хорошего, по сути, человека (говорят), но при этом никакого отношения к мосту не имевшего. Просто жил неподалеку.

С некоторой завистью мы смотрели на летающих через каньон на зип-лайне ребят. Почему-то никто из нас так и не собрался последовать их примеру. Нет, вопрос, коечно, не в страхе. И даже не в деньгах (стоит развлечение 20 евро, не так уж мнго). Но почему-то все замялись. Не хватило инициатора, крикнувшего бы «вперед!»

Сели тут же, с видом на каньон, в маленькой забегаловке. Куски мяса, приготовленные на огне, закат, местные уже отмечают наступление очередного вечера. Как-то очень по-домашнему, приятно, чувствуешь себя органичным кусочком окружающего мира, почти слившимся с ним, но еще обладающим яркими личными эмоциями.



Еще десять километров наверх по серпантину – и мы в Жабляке. Ищем свой домик. Я написала накануне «приедем поздно, что делать». Мне ответили «мы там не живем, так что осавим дом открытым, ключ внутри в замке, у нас безопасно». В открытом доме – холодильник с пивом и вином. Горит, потрескивая, разожженный для нас камин. По-прежнему, ощущение полного приятия и естествености происходящего. Не хочется ни оценивать, ни критиковать, ни сравнивать. Все просто именно так, как оно и должно быть.



И – горы, вокруг горы и горы. Почему я не ожидала такого от страны, в названи которой есть слово «гора»? Не знаю.



Утром начинаем пусть в сторону Боснии. Но опять едем не быстро, а красиво. Почти сразу за Жабляком сворачиваем на запад, в национальный парк Дурмитор.



Собственно, на мой вкус эта дорога - самое красивое место из всех, что мы видели в Черногории.



В описании наших шин Viatti значится «европейское качество и надежность для российских дорог». Что ж, российские дороги российскими дорогами. А мы решили испытать их в более романтических условиях. Все больше россиян предпочитают ездить в Европу на собственном авто. И мы поехали. На собственном авто, обутом в шины Viatti.



У названия «Дурмитор» есть несколько версий происхождения. То ли это кельтское «горы, в которых много вод», то ли латинское «спящий, погруженный в вечный сон». Во времена ледникового периода здесь все было покрыто льдом, и теперь о них напоминают каменные валуны и многочисленные озера.



Сразу после поворота в парк кажется, что дорога закончится и приведет в тупик. Уже привычный со вчера серпантин, слегка кружащий голову и не дающий надежд на то, что когда-нибудь в моей жизни еще встретится просто прямая дорога, выливается из одной долины в другую, карабкается с холма на холм.



На горизонте встают резко очерченные пики, больше похожие на призрачных стражей страны, чем на реально существующий рельеф. Вроде бы страна на карте кажется такой небольшой. Но таит внутри столько складочек и закоулков. Хочется бросить машину и уйти навсегда, просто по прямой, карабкаясь и спускаясь, присаживаясь на каждом перегибе и глазея во все стороны. Туда, где нет даже этого узенького и разбитого серпантина.



Еще одно утверждение производителя испытуемых шин: «Дороги выбрать нельзя – а вот шины можно». Ну, вот с этим бы я поспорила. Мы вполне могли бы проехать практически весь маршрут по отличным дорогам с качественным покрытием. Но мы выбирали старательно. Выбирали везде, где могли. Выбирали грунтовки, выбирали поля, выбирали узкие серпантины. Шины Viatti благодаря своей конструкции и специальной комбинации различных смесей резины легко идут трассе и уверенно держатся на грунтовке.



Вообще, в Дурмиторе много пешеходных маршрутов разной степени сложности и продолжительности. Тут можно ходить и день, и неделю, и взрослой компанией, и с детьми.

А пейзаж тем временем сменяется. Белые камни и белые неживые ветви кустарников.



Стадо овец, бредущее по склону. Оказалось, забраться прямо в толпу овец не так уж сложно. Просто нужно потише подкрасться и двигаться очень медленно. Овцы просто не замечают тебя, сидящую на камушке на маршруте их движения. До последнего бредут, уставившись мордами в землю в поисках травы.

Потом удивленно взмахивают ресницами и…



стадо постепенно превращается в стремительный поток, выплескивающийся на склон соседней горы.



Летние шины Viatti Strada Asimmetrico — это пневматические радиальные бескамерные шины со специальным дорожным асимметричным рисунком протектора. Технология VRF (variable rigidity of the framework — переменная жёсткость боковины) гарантирует и уверенное прохождение поворота, и, одновременно, смягчает удары при движении по неидеальному асфальту.



Некоторое время размышляем о том, что едят местные овцы. Высевают для них что-то специально, или они едят то, что выросло само. Очень скоро осознаем, что, конечно, лучше самовыросшей на просторах Дурмитора травы в природе нет вообще ничего.



Поля вокруг покрываются то сиреневыми, то красными, то желтыми цветами. О, как же я понимаю этих овец!



Уставившись в видоискатель, я тоже, не поднимая головы, бреду по лугам, вглядываясь в шуршащую на ветру траву, пытаясь заглотить фотокамерой побольше цветов за раз.



Хочется ли мне сделать здесь историческую справку, привести цифры дохода населения, вспомнить о политике и затронуть тему отношений с соседними странами? Нет, совсем не хочется. Здесь, среди лугов и гор, думать хочется совсем не об этом. Все-таки Черногория – не просто так раскрученный курорт. Здесь, и правда, очень приятно находиться. По крайней мере, в горах. Там, где нет или почти нет людей.



Сейчас, глядя на карту, я могу придумать еще очень много дорожек, по которым можно было бы проехать и получить море впечатлений и фотографий.



Но день не бесконечен, и вечером нас ждут в Мостаре, в Боснии. Мы сворачиваем, наконец, на быстрый маршрут. Пролетаем Никшич и Требине и въезжаем в Мостар.



Вернее, не совсем так. По дороге была еще одна граница. Граница Черногории с Боснией. И тут смена реальности оказалась не менее оущтимой, чем накануне после границы Албания – Черногория. Но об этом я расскажу в следующий раз.



+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ

Tags: #balkanexp, travel, Балканы, Черногория, дороги: авто
Subscribe
promo api_boliviano september 13, 19:03 110
Buy for 10 tokens
Я ни разу в жизни не теряла багаж. У меня не рылись в чемоданах. У меня не крали драгоценности. Даже ни одной бутылки не разбили в процессе транспортировки багажа. А бутылок я перевозила немало. Но кое-что у меня во время перелетов воруют достаточно стабильно. Прямо магия какая-то...…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →